ОТЛИЧИЕ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ |
Даже очень хорошо подготовленная поверхность
стали при детальном рассмотрении под микроскопом имеет вид
вспаханного поля с чередой пиков, кратеров и редких равнин
между ними. В процессе движения этих поверхностей друг
относительно друга их наиболее выступающие пики приходят в
соприкосновение и выбивают друг друга, образуя на обеих
поверхностях по микро кратеру. В каждый последующий момент
работы, будут соприкасаться и стираться другие выступы
микрорельефа, добавляя в масло все новые и новые частицы
металла, увеличивая зазоры.
Классический способ борьбы
с трением - использование "масляного клина" в зонах
трения, приводит к существенному уменьшению вышеописанных
эффектов, и до недавнего времени задача увеличения моторесурса
двигателя решалась путем улучшения свойств применяемых масел,
а также специальной обработкой металлических
поверхностей. |
В последние годы появились многочисленные
присадки, как улучшающие свойства масел, так и
выравнивающие дефекты микрорельефа трущихся поверхностей.
Механизм работы присадки кратко рассмотрим на примере (см.
рис.), где пара трения показана крупным планом.
В
состав данной присадки входят антиокислительные (коричневые),
антизадирные (синие) и заполняющие (бордовые) элементы. В
процессе трения крупные кратеры на поверхностях металла
заполняются, и частично выровненные поверхности как на шариках
антизадирных элементов проскальзывают друг по
другу.
Основной недостаток данной технологии состоит в
том, что в местах трения все время необходимо наличие
присадки, причем в достаточной концентрации. Постоянное
поддержание значительной концентрации присадок в системе
подачи масла приводит к тому, что в процессе работы двигателя
продукты износа присадок постепенно засоряют узкие места
масляных каналов, давление снижается и т. д. Кроме того, нужно
понимать, что применение присадок лишь притормаживает процесс
износа пар трения, по существу не восстанавливая технических
характеристик агрегата. Это не ремонт, а скорее продление
ресурса. |
| |
РЕЗУЛЬТАТЫ
СРАВНЕНИЯ |
- ГТМ-технология и классический ремонт на примере двигателя
внутреннего сгорания
Технологическая операция |
Виды ремонта двигателя внутреннего
сгорания |
Капитальный ремонт с заменой
изношенных деталей |
Ремонт по
технологии ГТМ |
Демонтаж и разборка ДВС |
Требуется специально оборудованное
помещение и обученный персонал |
Не
требуется |
Дефектация |
Требует оборудования и справочных
данных |
По косвенным
признакам |
Комплектация запчастями |
Требует наличия складов, системы учета и
дополнительных материальных затрат на закупку запаса
запчастей |
Не
требуется |
Сборка и установка ДВС |
Требует помещения, оборудования и специально
обученного персонала |
Не
требуется |
Заливка нового масла |
Расходуется объем масла в картере |
ГТМ добавляются
в старое масло |
Обкатка ДВС, замена масла |
Работа с неполной загрузкой. Дополнительный
расход масла
|
Приработка в
течение 20 минут |
- ГТМ-технология и присадки к маслам
Характеристики и
эффекты |
ГТМ-технология |
Присадки |
Упрочнение поверхности трения |
В 2...5
раза |
Не
происходит |
Длительность эффекта выравнивания
микрорельефа |
Свыше 50 000 -
2000 000 км |
5 000 ..10 000
км |
Компенсация износа (выравнивание
макрорельефа) |
До получения
оптимальных зазоров (при износе до 50%) |
Не
происходит |
Вибрация и шум |
Снижение |
Снижение |
Антикоррозийная стойкость |
Высокая |
Низкая |
Требуемая периодичность обработки |
Однократно |
При каждой смене
масла |
Совместимость с применяемыми
маслами |
Совместимы со
всеми |
Требует тщательного
подбора |
Коэффициент трения |
0.003...0.007 |
Не менее
0.012 |
Увеличение к.п.д. двигателя |
До 35
% |
Не дает |
Результат систематического применения
|
Не потребуются
плановые ремонты, запчасти |
Возможно закупоривание
масляных каналов |
- Необходимо отметить, что при трении модифицированных покрытий
значительно снижаются требования к качеству применяемых масел.
Масло уже не должно выполнять функцию эффективного третьего тела,
а лишь функцию тепло отвода, аналогично тосолу.
- Таким образом, мы предлагаем технологию, позволяющую
провести не только ремонт изношенного механизма, но и значительно
улучшить его параметры и увеличить срок его эксплуатационного
ресурса, с повышением мощности двигателя внутреннего сгорания при
снижении расхода топлива, увеличение производительности
компрессоров, снижение потребления электроэнергии на станках и
электроинструменте.
| |